Все, что нужно знать о свечах зажигания
Начнем с определения
Свеча зажигания — это устройство, которое поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания. Поджиг осуществляется с помощью электрического разряда напряжением в несколько тысяч вольт, проскакивающего между электродами свечи.
При работающем двигателе, они постоянно подвергаются воздействию высокой температуры (до 1000 градусов Цельсия) и давления. Существует множество типов и моделей свечек, от качества которых зависит работа двигателя.
Посмотрите, в каких суровых условиях работают свечи:
- Температура до 1 000 градусов Цельсия. Например, серебро плавится при 960 градусах Цельсия;
- Давление до 4 000 000 Паскаль, что в 20 раз больше давления в шинах;
- Напряжение до 25 000 Вольт. Такое высокое напряжение подается для того, чтобы искра пробила слой воздуха между электродами и зажгла топливную смесь. Для пробивки одного сантиметра воздуха требуется напряжение в 30 000 вольт. Делайте выводы.
Почти все люди знают, как выглядит свеча зажигания, но мало кто догадывается о том, что находится у нее внутри.
Принцип работы очень прост. С катушки зажигания на наконечник 1 подается напряжение, и между электродами 2(+) и 3(-) проскакивает искра, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь.
Ознакомимся с разновидностями свечей
Свечки классифицируются по конструкции и по материалу электродов.
- По конструкции, свечи зажигания разделяют на двухэлектродные (первая) и многоэлектродные (вторая):
Многоэлектродные свечи служат дольше и они более надежные, сейчас объясню почему. При эксплуатации свеч электроды выгорают, после чего нарушается искрообразование. Боковой электрод выгорает гораздо быстрее. Так вот, в многоэлектродных свечках, искра проскакивает между центральным и одним из боковых электродов, нагрузка распределяется между боковыми электродами, тем самым, увеличивая их срок службы.
- По материалу электродов свечки разделяют на классические и иридиевые. Есть еще и платиновые (платиновая напайка на электродах, которая более устойчива к разрушению), но как класс я их не рассматриваю. С обычными свечками все понятно.
Давайте ознакомимся с иридиевыми.
На рисунке изображена иридиевая свечка (1 — боковой электрод с платиновой напайкой, 2 — иридиевый электрод диаметром 0,6 мм, который приваривается лазерной сваркой). Если присмотреться, то на боковом электроде можно увидеть платиновую напайку. Такие свечи имеют ряд неоспоримых преимуществ перед классическими:
- Центральный электрод очень тонкий, что позволяет «концентрировать» напряжение зажигания;
- Иридий практически не выгорает, на сердечнике практически не скапливаются отложения;
- Благодаря тонкому сердечнику сведен к минимуму гасящий эффект при распространении пламени;
- Иридиевый сердечник прослужит как минимум в два раза дольше.
Свечи зажигания с V-образным разрезом в сердечнике
Довольно интересная разработка и, уверен, довольно эффективная. Как видно на рисунке, на свече с разрезом искра проскакивает на кромке электрода, где топливной смеси скапливается больше. Этот факт свидетельствует о том что смесь будет загораться быстрее, что улучшит качество работы двигателя и снизит расход топлива.